ОБРАЩЕНИЕ представителей гражданского общества относительно «Положения о порядке ведения Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя, и проведения проверки их деятельности» утвержденного Кабинетом Министров КР

Президенту Кыргызской Республики
Копия: Кабинету Министров
Кыргызской Республики

ОБРАЩЕНИЕ
представителей гражданского общества относительно «Положения о порядке ведения Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя, и проведения проверки их деятельности» утвержденного Кабинетом Министров КР

12 сентября 2024 года г. Бишкек

Уважаемый Садыр Нургожоевич!

Как Вы знаете, 2 апреля 2024 года был принят Закон КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики “О некоммерческих организациях”» (далее – Закон), который предусматривает регистрацию НКО, получающих иностранное финансирование и осуществляющих «политическую деятельность», в специальном «Реестре НКО выполняющих функции иностранного представителя» (далее – Реестр).

В соответствии с Законом, Кабинет Министров Кыргызской Республики своим постановлением от 27 августа 2024 года №518 утвердил «Положение о порядке ведения Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя, и проведения проверки их деятельности» (далее – Положение).[1]

К сожалению, процесс подготовки проекта Положения не был открытым, доступным для общества и основанным на участии всех заинтересованных сторон. При разработке проекта Положения Кабинет Министров не опубликовал проект для общественного обсуждения и не провел общественного обсуждения по нему, тем самым нарушив требования статей 2, 6 и 22 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» (далее – Закон о НПА). В соответствии с вышеуказанными статьями Закона о НПА, Положение (содержащее нормы права – общеобязательные правила поведения) является нормативным правовым актом и проведение общественного обсуждения по проекту Положения – было обязательным требованием Закона о НПА. В свою очередь, не проведение общественного обсуждения по проекту Положения привело к существенным нарушениям норм Закона, к которым можно отнести следующие недостатки утвержденного Положения:

1) В абзаце 2 части 1 статьи 17-1 Закона КР “О некоммерческих организациях” (далее – Закон о НКО) закреплена норма о том, что в Реестр включаются «наименование некоммерческой организации, сведения об учредителях и руководителе». Абзацы 4-9, 14, 15 пункта 8, пункты 12-17, 22 и 23 Положения не соответствуют данной норме, поскольку предусматривают включение в Реестр излишней информации о НКО (адреса, ИНН, кода ОКПО, банковских реквизитов и множества другой информации), включение которой не требуется согласно статье 17-1 Закона о НКО. К примеру, (1) абзац 9 пункта 8, пункт 17 Положения предусматривают включение в Реестр банковских реквизитов – «наименование банка, банковский идентификационный код, код OKПO банка,номер банковского счета НКО», (2) абзац 14 пункта 8, пункт 22 и абзац 2 пункта 31 Положения предусматривают включение в Реестр «сведений о работниках НКО», – включение такой информации в Реестр не предусмотрено Законом о НКО.

Тем самым, Кабинет Министров вышел за рамки делегированных ему статьей 17-1 Закона о НКО полномочий, превысил предоставленные ему полномочия.

2) Часть 11 статьи 17-1 Закона о НКО уполномочивает только один уполномоченный орган по регистрации юридических лиц (которым является Министерство юстиции КР) «проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами». Однако Положение, в нарушение Закона о НКО, увеличивает количество государственных органов, которые получают право проводить проверки деятельности НКО. В частности, пункт 37 Положения предоставляет право проводить проверки деятельности НКО: (1) налоговым органам, (2) Министерству культуры, информации, спорта и молодежной политики КР, (3) органам прокуратуры и (4) другим государственным органам. Кабинет Министров здесь также вышел за рамки полномочий, делегированных ему статьей 17-1 Закона о НКО.

Кыргызстан является демократическим государством, где неукоснительно должен соблюдаться принцип «верховенства права», – подзаконные акты не должны противоречить законам, в подзаконных актах не должно быть новых норм, которые предусматривают новые излишние обременительные для НКО требования, которых нет в законе, во исполнение которого принят этот подзаконный акт.

На основании вышеизложенного,

просим Вас:

1) отменить постановление Кабинета Министров об утверждении Положения;
2) обязать Кабинет Министров:
а) опубликовать проект Положения в Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов,
б) провести общественное обсуждение по проекту Положения, доработать его с учетом предложений и комментариев заинтересованных сторон и общественности,
в) устранить из проекта Положения нарушения, которые были допущены путем превышения полномочий, делегированных Законом о НКО Кабинету Министров.

Искренне надеемся на Ваше понимание.

С уважением:
1. Айтбаева Чинара, ОФ Наш Век,
2. Керимова Нурбюбю, ОО Данко,
3. Ли Антонина, ОО “Шоол-Кол”,
4. Турдукулов Адиль, ТВ Академия,
5. Масадикова Мавлюда Хакимжановна, Искра капиратив,
6. Рузиев Камиль Якупович, ОО Вентус,
7. Ильясова Сыяпат, ОО “Чуй аялдар борбору”,
8. Иманалиева Айымжан, Гражданский активист,
9. Убышева Эркина, Ассоциация “Смарт Жаран”,
10. Окошева Анаркуль, ОО «Тынчтык»,
11. Давлетбаева Галина, ОО «Гоаждане за развитие”,
12. Аида Суйундуева, ОФ “Общее дело”,
13.

[1] Опубликовано в газете Эркин-Тоо от 30 августа 2024 года

г. Бишкек, ул. Логвиненко 55 (юр.)
Телефон: +996 312 88 22 82
Эл. почта: office@nashvek.kg
nash.vek@gmail.com