Развитые страны, брали на себя обязательство о выделении развивающимся странам ОПР в объеме 0,7 процента от валового национального дохода (ВНД)[1].
Ниже представлена информация, насколько страны доноры придерживаются своих обязательств по ОПР развивающимся странам.
Описание индикатора/показателя 17.2.1
«Чистый объем официальной помощи в целях развития (как суммарной, так и выделяемой наименее развитым странам) как доля валового национального дохода доноров из числа членов Комитета содействия развитию ОЭСР».
Ниже представлены данные по общему объему ОПР по годам и эквивалентность совокупного валового национального дохода (ВНД) доноров КСР в процентах согласно данным ОЭСР.
Доля ОПР от ВНД стран-доноров (2019–2023)[2]
Год | ОПР (млрд. USD) | Доля ОПР от ВНД (%) |
2019 | 183.0 | 0.30 |
2020 | 212.1 | 0.32 |
2021 | 209.9 | 0.33 |
2022 | 259.1 | 0.37 |
2023 | 258.7 | 0.37 |
Таким образом, мы видим, что страны-доноры не выполняли своих обязательств о выделении развивающимся странам ОПР в объеме 0,7 процента от валового национального дохода (ВНД).
На сайте Национального Статистического Комитета КР Индикатор ЦУР 17.2.1. обозначен, как «неприменим»[3].
Описание показателя 17.2.1:
«Чистый объем официальной помощи в целях развития (как суммарной, так и выделяемой наименее развитым странам) как доля валового национального дохода доноров из числа членов Комитета содействия развитию ОЭСР».
Однако, для стран-получателей, таких как Кыргызстан, этот показатель действительно не применяется напрямую, поскольку его суть — это измерение усилий доноров, а не получателей. Это означает, что Кыргызстан не обязан показывать процент своего ВНД, направляемый на помощь (как в случае с донорами), а должен фокусироваться на «объемах получаемой помощи» и «её пропорции в общем объеме помощи, направляемой на развивающиеся страны».
Что требуется от Кыргызстана по этому индикатору:
- «Объем полученной официальной помощи»: Кыргызстан должен предоставить данные о том, сколько официальной помощи в целях развития (ОПР) было получено в конкретном периоде.
- «Роль Кыргызстана среди получателей помощи»: Кыргызстан должен показать, какова его доля в общем объеме помощи, направляемой развивающимся странам (например, если страна получила 1% от всего мирового ОПР для развивающихся стран, это будет отражено в соответствующем индикаторе).
Таким образом, хотя индикатор касается стран-доноров, для стран-получателей важен аспект «показателей помощи», полученной от доноров, и их доля в общей картине.
Ниже представлены итоговые данные для Кыргызстана и доля Кыргызстана от всей помощи.
Год | Чистая официальная помощь Кыргызстану[4] (млн. USD) | Общая помощь стран-доноров развивающимся странам[5] (млн. USD) | Доля Кыргызстана от всей помощи (%) |
2019 | 483.78 | 183 009.77 | 0.26% |
2020 | 516.85 | 211 968.49 | 0.24% |
2021 | 468.20 | 209 990.07 | 0.22% |
2022 | 773.79 | 259 100.15 | 0.30% |
2023 | 440.32 | 258 694.94 | 0.17% |
Таким образом, мы видим, что доля получаемой помощи Кыргызстаном от стран-доноров с 2019-2023гг. в среднем составляет 0,24%.
Заглядывая вперед, недавние заявления некоторых членов КСР (Комитета Содействия Развитию) вызвали обеспокоенность по поводу будущих уровней ОПР, и ОЭСР изучает важность и последствия таких бюджетных сокращений. Моделирование ОПР, разработанное ОЭСР на основе недавнего опроса членов КСР, показывает, что, по оценкам, ОПР сократится на 9%–17% с 2024 по 2025 год в зависимости от различных сценариев, которые оценивают масштаб сокращений. ОЭСР продолжает следить за заявлениями членов КСР и пытается оценить результаты бюджетных сокращений.
В 2024 году официальная помощь в целях развития (ОПР) стран-членов Комитета содействия развитию (КСР) составила 212,1 млрд долларов США, что составляет 0,33% от совокупного ВНД членов КСР. Общий объем ОПР в 2024 году снизился на 7,1% в реальном выражении по сравнению с 2023 годом, что стало первым падением после пяти лет последовательного роста.
[1] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/monterrey.shtml
[2] https://data-explorer.oecd.org/vis?df[ds]=DisseminateFinalDMZ&df[id]=DSD_DAC2%40DF_DAC2A&df[ag]=OECD.DCD.FSD&dq=ALLD.DPGC%2BKGZ.206.USD.Q&lom=LASTNPERIODS&lo=5&to[TIME_PERIOD]=false&vw=tb
[3] https://sustainabledevelopment-kyrgyzstan.github.io/17-2-1/
[4] https://data-explorer.oecd.org/vis?df[ds]=DisseminateFinalDMZ&df[id]=DSD_DAC2%40DF_DAC2A&df[ag]=OECD.DCD.FSD&dq=ALLD.DPGC%2BKGZ.206.USD.Q&lom=LASTNPERIODS&lo=5&to[TIME_PERIOD]=false&vw=tb
[5] https://data-explorer.oecd.org/vis?df[ds]=DisseminateFinalDMZ&df[id]=DSD_DAC2%40DF_DAC2A&df[ag]=OECD.DCD.FSD&dq=ALLD.DPGC%2BKGZ.206.USD.Q&lom=LASTNPERIODS&lo=5&to[TIME_PERIOD]=false&vw=tb