В Кыргызстане через особо охраняемые природные территории (ООПТ) проходят несколько ключевых транспортных коридоров Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Эти коридоры интегрируют страну в международные транспортные сети, однако их трассы пересекают экологически чувствительные зоны, что требует особого внимания к вопросам охраны природы и устойчивого развития.
Через территорию Кыргызстана проходят четыре из шести приоритетных транспортных коридоров ЦАРЭС
1. Коридор 2: Средиземноморье — Восточная Азия (через Иркештам, Ош, Андижан, Ташкент, Самарканд, Бухара)
2. Коридор 3: Россия — Ближний Восток и Южная Азия (через Семей, Алматы, Бишкек, Ош, Сары-Таш, Карамык, Таджикистан, Афганистан, Иран)
3. Коридор 5: Восточная Азия — Ближний Восток и Южная Азия (через Иркештам, Сары-Таш, Карамык, Таджикистан, Афганистан, Пакистан)
4. Коридор 6: Европа — Ближний Восток и Южная Азия
Эти маршруты проходят через ключевые природные зоны, включая национальные парки, заповедники и биосферные территории, что требует особого подхода к планированию и реализации инфраструктурных проектов.
В Кыргызстане расположены несколько биосферных территорий, таких как:
– Национальный парк «Сары-Челек» расположен в западной части страны, известен своим озером и разнообразием флоры и фаун.
– Национальный парк «Ала-Арча» расположен вблизи Бишкека, является популярным местом для экотуризма и охраны горных экосисте.
– Заповедник «Барскаун» расположен в Иссык-Кульской области, известен своей уникальной природой и биоразнообразие.
Эти территории играют важную роль в сохранении экосистем и биоразнообразия, а также являются ценными объектами для экологического туризма.
Экологические вызовы и устойчивое развитие
Проектирование и строительство транспортных коридоров через такие чувствительные природные зоны требуют тщательной оценки воздействия на окружающую сред. Важно учитывать возможные последствия для экосистем, таких как фрагментация среды обитания, загрязнение водоемов и нарушение миграционных путей животных.
Для минимизации негативного воздействия необходимо:
Проводить экологическую экспертизу на всех этапах реализации проектов.
Разрабатывать и внедрять меры по охране природы и восстановлению экосистем.
Обеспечивать мониторинг состояния окружающей среды в процессе эксплуатации инфраструктур.
Таким образом, интеграция Кыргызстана в международные транспортные сети должна сопровождаться ответственным подходом к охране природы и устойчивому развитию, что обеспечит гармоничное сочетание экономических интересов и сохранения уникального природного наследия стран.
Транспортный коридор ЦАРЭС 1 «Европа — Восточная Азия» проходит через несколько особо охраняемых природных территорий в различных странах. Рассмотрим некоторые из них:
Казахстан
– Государственный национальный природный парк «Чарын»: Расположен в юго-восточной части Казахстана, известен своими уникальными каньонами и разнообразием флоры и фауны.
Кыргызстан
– Сары-Челекский государственный биосферный заповедник: Находится на южных склонах Чаткальского хребта, включает уникальные ландшафты и высокогорное озеро Сары-Челек. С 1979 года является частью международной сети биосферных резерватов ЮНЕСКО.
– Беш-Аральский государственный заповедник: Расположен в Чаткальской долине, является местом обитания редких видов, включая сурка Мензбира, занесенного в Красную книгу МСОП.
– Нарынский государственный заповедник: Находится в Внутреннем Тянь-Шане, охраняет массивы горных еловых лесов и высокогорные экосистемы, включая популяцию семиреченского благородного оленя.
Проектирование и строительство инфраструктуры вблизи или через эти охраняемые территории требуют тщательной экологической оценки и разработки мер по минимизации воздействия на окружающую среду.
Транспортный коридор ЦАРЭС 2 «Средиземноморье — Восточная Азия» охватывает важные маршруты, соединяющие Китай, Центральную Азию, Южный Кавказ и страны Ближнего Востока. Однако информация о наличии особо охраняемых природных территорий (ООПТ) непосредственно вдоль этого коридора ограничена.
Основные участки коридора ЦАРЭС 2
Коридор включает следующие ключевые маршруты
– Китай — Иркештам — Ош — Андижан — Ташкент — Самарканд — Бухара — порты Каспия. В частности, участок Ош — Сарыташ — Иркештам протяженностью 258 км был завершен в 2012 году и обеспечивает безопасное движение транспортных средств.
– Китай — Иркештам — Сарыташ — Карамык — Таджикистан — Афганистан — Пакистан. Этот участок также был завершен в 2012 году и имеет протяженность 204 км.
Охраняемые природные территории вдоль коридора
Вдоль маршрута ЦАРЭС 2 могут располагаться природоохранные зоны, особенно в горных и пустынных региона. Например:
– Туркменистан.
Капланкырский заповедник, расположенный на границе с Казахстаном и Узбекистаном, является трансграничной охраняемой территорие.
– Узбекистан.
Койтендагский заповедник на востоке страны граничит с Сурханским заповедником в Туркменистане, образуя трансграничную охраняемую территорию.
Однако конкретные данные о наличии особо охраняемых природных территорий непосредственно вдоль маршрута ЦАРЭС 2 ограничен. Для получения более точной информации рекомендуется обратиться к национальным природоохранным органам или международным экологическим организациям, занимающимся мониторингом охраняемых территорий в регионе.
Транспортный коридор ЦАРЭС 3 «Российская Федерация — Южная Азия и Ближний Восток» проходит через обширные территории России, включая Сибирь и Дальний Восток, и соединяет её с государствами Южной Азии и Ближнего Востока. На этом пути расположено множество особо охраняемых природных территорий (ООПТ), многие из которых имеют трансграничный статус и являются частью международных экологических проектов.
Трансграничные особо охраняемые природные территории
– Убсунурская котловина: Расположенная на стыке России, Монголии и Китая, эта трансграничная территория включает российский заповедник «Убсунурская котловина» в Республике Тыва. В 2022 году она была включена во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.
– Даурские степи: На пересечении границ России, Монголии и Китая находится международный заповедник, объединяющий российский «Даурский» заповедник, монгольский «Монгол Дауур» и китайский «Далайнор». Эта территория известна своим уникальным биоразнообразием и важна для сохранения миграционных путей многих видов.
– Большой Алтай: Созданный в 2017 году, трансграничный биосферный резерват «Большой Алтай» объединяет территории России и Казахстана, включая национальный природный парк «Катон-Карагайский» и биосферный заповедник «Катунский».
– Ландшафты Даурии: Этот трансграничный объект включает территории России, Монголии и Китая, объединяя заповедники «Даурский» (Россия), «Монгол Дауур» (Монголия) и «Далайнор» (Китай). Он признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
– Озеро Ханка: На границе России и Китая расположено озеро Ханка, для охраны которого между двумя странами был подписан меморандум о сотрудничестве. Это сотрудничество направлено на сохранение экосистемы озера и его биоразнообразия.
Охрана природы и устойчивое управление
В последние годы страны Центральной Азии активно работают над расширением и укреплением своих ООПТ. В Узбекистане, например, природоохранные территории занимают 14% от общей площади страны. Ведется работа по их расширению, улучшению материально-технической базы и развитию научного потенциала.
Кроме того, страны региона активно развивают экологический туризм и сотрудничают в области сохранения редких видов. В Таджикистане, благодаря регулируемой трофейной охоте, удалось увеличить популяцию мархуров (винторогих козлов), занесенных в Красную книгу.
Таким образом, вдоль транспортного коридора ЦАРЭС 3 расположено множество особо охраняемых природных территорий, которые играют ключевую роль в сохранении биоразнообразия и поддержании экологической устойчивости регионов, через которые проходит этот маршрут.
Транспортный коридор ЦАРЭС 5 «Восточная Азия — Ближний Восток и Южная Азия» проходит через ключевые регионы, включая Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и Пакистан. Этот маршрут является важным звеном для мультимодальных перевозок и способствует экономической интеграции между Восточной Азией и Южной Азией.
Особо охраняемые природные территории вдоль коридора ЦАРЭС 5
Кыргызстан
– Беш-Аральский государственный заповедник: Расположенный в западной части Чаткальской долины, этот заповедник охраняет уникальные экосистемы региона.В 2016 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Таджикистан
– Гиссарский заповедник: Находится в центральной части Таджикистана и является важным объектом для сохранения горных экосистем.
Афганистан
– Национальный парк Бамиан: Расположен в центральной части страны, известен своими историческими памятниками и природными ландшафтами.
Пакистан
– Национальный парк Хималаи: Охватывает часть западных Гималаев, является домом для множества редких видов флоры и фауны.
Эти особо охраняемые природные территории играют ключевую роль в сохранении биоразнообразия и экосистем региона. Однако, важно отметить, что развитие транспортной инфраструктуры должно учитывать экологические аспекты, чтобы минимизировать воздействие на эти ценнейшие природные объекты.