Обращение представителей НКО к Президенту Кыргызской Республики

Уважаемый Садыр Нургожоевич!

Обращаемся к Вам в связи с принятием Жогорку Кенешем в трех чтениях проекта Закона КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики “О некоммерческих организациях” (далее – проект Закона об иностранных представителях или законопроект).

Наша страна в настоящее время находится на стадии значительных перемен, как в экономическом, политическом, так и в социальном плане. В это непростое время деятельность НКО играет ключевую роль в решении ряда важных проблем и задач, стоящих перед обществом.

НКО являются партнерами государственных органов в реализации различных проектов и программ. Их опыт, ресурсы и экспертиза важны для достижения целей развития страны. Общественно-полезная деятельность НКО охватывает поддержку и развитие социальных, образовательных и культурных программ, которые нацелены на улучшение жизни граждан. Благодаря усилиям и деятельности НКО, значительное количество граждан получают доступ к образованию, медицинской помощи, социальной защите и другим важным услугам. Это позволяет решать насущные проблемы и поддерживать тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. НКО активно работают в области защиты прав человека, экологии, борьбы с коррупцией и многих других социально значимых сферах. Их деятельность также способствует укреплению демократических институтов и обеспечению законности в стране.

Позвольте обратить Ваше внимание на важность международного сотрудничества и финансовой поддержки страны со стороны международного сообщества. Как известно, Кыргызстан в настоящее время сотрудничает со многими международными организациями и донорами, которые оказывают существенную финансовую и материально-техническую помощь нашему государству. Эта помощь имеет критическое значение для поддержки государственного бюджета страны и реализации ряда крупных проектов в различных сферах. Международные организации предоставляют средства не только для решения социальных проблем, но и для реализации важных экономических, экологических, инфраструктурных и других проектов, которые направлены на улучшение жизни наших граждан и развитие страны. Благодаря этим инвестициям страна получила возможность для реализации амбициозных планов по модернизации экономики, развитию сферы образования, здравоохранения и других отраслей, а также улучшения инфраструктуры по всей стране. Обеспечение Кыргызстаном соблюдения прав человека способствует созданию благоприятной инвестиционной среды и привлечению новых возможностей для развития страны. В случае принятия проекта Закона об иностранных представителях, финансовая помощь международных организаций Кыргызской Республике может значительно сократиться, что негативно отразится на развитии страны и благосостоянии граждан.

Ценность НКО сектора Кыргызстана заключается в беспристрастности, милосердии, готовности помогать нуждающимся гражданам и местным сообществам, приверженности к осуществлению общественно-полезной деятельности, принципиальности, справедливости и готовности к сотрудничеству с государственными органами в целях развития страны.

Об отчетности НКО
Во время общественного обсуждения, инициаторы законопроекта распространяли информацию о том, что якобы НКО не сдают отчеты об источниках их финансирования и направлениях своих расходов. Это не соответствует действительности. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики (1) НКО сдают такие же отчеты, которые установлены для всех юридических лиц, в том числе коммерческих организаций, (2) более того, в 2021 году для НКО дополнительно были установлены отчеты, которые не применяются к коммерческим организациям.

НКО сдают регулярные отчеты в Государственную налоговую службу, Социальный фонд и органы статистики на основании следующих законов:

1. Налоговый кодекс КР – обязывает НКО сдавать налоговые отчеты и единую налоговую декларацию;
2. Кодекс КР о неналоговых доходах — обязывает НКО сдавать отчет о неналоговых платежах;
3. Закон КР «О государственном социальном страховании» — обязывает НКО сдавать отчеты по социальным отчислениям;
4. Закон КР «Об официальной статистике» – предписывает НКО сдавать статистические отчеты;
5. Закон КР «О бухгалтерском учете» — обязывает НКО сдавать финансовую отчетность;
6. Закон КР «О некоммерческих организациях» – обязывает НКО публиковать на сайте ГНС сводную информацию об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также сведения о приобретенных, используемых и отчуждаемых имуществах.

Налоговые отчеты, которые сдаются НКО:
· единая налоговая декларация (с приложениями, где раскрываются все доходы и расходы);
· отчет по подоходному налогу и по средствам государственного социального страхования (FORM STI-161);
· форма информационного расчета по налогу на имущество на нежилое здание, помещение и сооружение (FORM STI-087);
· форма информационного расчета по налогу на земли населенных пунктов и земли несельскохозяйственного назначения (FORM STI-077);
· форма информационного расчета по налогу на транспортное средство (FORM STI-090);
· отчет по единому налогу (FORM STI −091);
· отчет по налогу с продаж субъекта среднего предпринимательства (FORM STI-130).
Статистические отчеты, которые сдаются НКО:
· «Отчет по труду» Ф № 1-Т (ежемесячный) до 10-го числа после отчетного месяца;
· «Отчет по труду» Ф № 1-Т (годовой) до 16 января;
· «Распределение численности работников списочного состава, проработавших полностью месяц, по размерам начисленной заработной платы за ноябрь» Приложение № 1 к форме № 1-Т, сдается не позднее 10 декабря;
· «Отчет о поступлении и использовании финансовых средств» № 4-фин (некоммерческие организации) годовая — до 1 февраля, полугодовая — до 20-го числа после отчетного периода;
· «Об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» № 2-ИКТ – до 20 февраля.
Бухгалтерские отчеты НКО:
· баланс (отчет о финансовом положении);
· отчет о прибылях и убытках;
· отчет о движении денежных средств;
· отчет об изменениях в капитале.
Кроме того, в соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» (статья 17), НКО обязаны ежегодно до 1 апреля размещать на сайте ГНС информацию об источниках своих доходов и направлениях их расходования, а также сведения о приобретенных, используемых и отчуждаемых имуществах.

О политической деятельности НКО
Рассуждение инициаторов законопроекта по делению сфер на политическую и неполитическую деятельность – ошибочное, так как не следует разграничивать понятие «политическая деятельность» по сферам деятельности юридических лиц. Согласно Международному пакту по гражданским и политическим правам (МПГПП), Резолюциям ООН, каждый гражданин имеет право заниматься политической деятельностью.

Одной из основных задач государства является обеспечение прав человека, закрепленных в Конституции Кыргызской Республики. В статье 37 раздела Политические права Конституции Кыргызской Республики закреплены следующие нормы:

«2. Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей»,

«4. Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения».

Нормы законопроекта, ограничивающие «политическую деятельность» НКО, противоречат МПГПП, Резолюциям ООН о праве граждан на участие в управлении государственными делами и вышеприведенным положениям Конституции Кыргызской Республики.

О негативных последствиях, в случае принятия законопроекта

В случае принятие законопроекта, НКО, реализующие общественно-полезные проекты в стране за счет иностранного финансирования, не захотят проходить, предусмотренную законопроектом, унизительную регистрацию в качестве “НКО-иностранных представителей” и будут вынуждены ликвидировать свои организации. Тем самым, принятие законопроекта окажет негативное воздействие на деятельность НКО сектора в Кыргызстане, ограничит их возможности по защите прав граждан, продвижению общественных интересов, построению правового государства, оказанию социальных услуг для различных категорий нуждающихся граждан и сообществ.

Прекращение деятельности в Кыргызстане части НКО, сокращение количества НКО, осуществляющих общественно-полезную деятельность, в связи с принятием законопроекта, приведет к значительным негативным последствиям в различных сферах:

– повышению уровня заболеваемости среди населения определенными видами болезней (туберкулез, ВИЧ, онкологические и другие заболевания) по которым в настоящее время значительную помощь больным оказывают НКО;
– прекращению образовательных программ для населения, реализуемых в настоящее время НКО;
– увеличению безработицы, повышению уровня бедности в стране, росту миграции населения в другие страны в поисках работы, снижению налоговых и социальных платежей, уменьшению вклада НКО сектора в ВВП страны, в связи с закрытием части НКО;
– снижению аспекта плюрализма мнений в обществе, к дальнейшему ухудшению ситуации с правами человека, к повышению рисков возможности политического кризиса;

– сокращению инвестиций в экономику страны, в связи ухудшением места Кыргызстана в мировых рейтингах по правам человека и уровню демократии (как известно, инвестиции не приходят в страны с низкими местами в данных рейтингах, так как в этих странах существует большой риск «цветных революций» и нестабильности, последствиями которых может стать потеря вложенных инвестиций).

Законопроект, в случае его принятия, существенно ухудшит правовое положение НКО в Кыргызской Республике. Ряд норм законопроекта противоречит МПГПП и другим основным источникам международного права по правам человека. Законопроект не соответствует государственным интересам, если они действительно заключаются в построении подлинной демократии в стране, что прописано в Конституции Кыргызской Республики. Более того, принятие законопроекта и применение его норм приведет к обращениям в Комитет ООН по правам человека о нарушениях прав человека в Кыргызской Республике. Скорее всего, Кыргызская Республика будет проигрывать споры по этим обращениям, что приведет к репутационным потерям Кыргызстана как демократической страны.

На основании вышеизложенного, просим Вас использовать свое право на вето и отклонить проект Закона об иностранных представителях.

С уважением:
1. Айтбаева Чинара, ОФ “Наш Век”,
2. Алымбекова Сауле, “МЦ Интербилим”,
3. Давлетбаева Галина, ОО “Граждане за развитие”,
4. Абдыразакова Гульмира, ОФ “Вместе против рака”,
5. Гульнара Ускенбаева, “Ассоциация поставщиков”,
6. Керимова Нурбюбю, Общественный фонд “ДАНКО”,
7. Гульгакы Мамасалиева, Интербилим – Ош,
8. Алмаз Тажыбай, “Центр анализа государственной политики”,
9. Айнура Усупбекова, ОФ “Гражданская платформа”,
10. Убышева Эркина, Ассоциация “Смарт Жаран”,
11. Адиль Турдукулов, ТВ Академия,
12. Ильясова Сыяпат, ОО “Чүй аялдар борбору”,
13. Шайхутдинов Тимур, Гражданский союз,
14. Суйундуева Аида, ОФ “Общее дело”,
15. Лавриненко Светлана, Благотворительный фонд “Боорукерлик”,
16. Эстебесова Батма Абибовна, ОФ “Социум”,
17. Казакбаев Урматбек, ОО “Гражданский союз”,
18. Бакыт Сатыбеков, ОО «Альянс по продвижению гражданских инициатив»,
19. Эшмуратова Зайнап Тажиевна, ОФ Центр развития и защиты уязвимых групп населения,
20. Лейла Саралаева, главный редактор издания “Новые лица “,
21. Тамара Валиева, председатель Платформы действий медиа Кыргызстана,
22. Камиль Рузиев, ОО “Вентус”,
23. Джамакеева Назгуль, Независимый эксперт,
24. Омурканова Чолпон Аскербековна, Общественный фонд “Эгль”,
25. Мадраимова Айнур, Общественное обьединение “Айыл демилгеси”,
26. Акматкалыева Назира, ОФ “Фонд поддержки трудовых инициатив”,
27. Капарова Джамиля, Общественное объединение “Энсан Диамонд”,
28. Дуйшенова Айгуль, Совет женщин Бакай-Атинского айыльного аймака,
29. Ташбулатов Акылбек, ОФ “Центр Содействия Международной Защите”,
30. Муканов Нуржан Жумабаевич, О.Ф. “ЭкоМиР”,
31. Илибезова Лариса, ОФ Центр исследования демократических процессов,
32. Эльмира Умарова, ОФ “Улыбка”,
33. Зарина Турукманова, Общественный фонд Центр женских инициатив Аялзат ,
34. Халбаева, Светлана, Общественный фонд “Луч солнца”,
35. Ештаева Наргиза, ООЦЖИ АЯЛЗАТ ,
36. Шакирова Р.К., ОФ “Благодать”,
37. Токтогулова Эльмира, Фонд МедиаКонсалт,
38. Эдир Бова, ОЮЛ Ассоциация Таза Шайлоо,
39. Асилбекова Дарийкан, ОО Кризисный Центр “Ак-жүрөк”,
40. Толекан Исмаилова, Граждане против коррупции: Бир Дуйно Кыргызстан,
41. Саякбаева Света, ОО “Тендеш”,
42. Камбаров Ильгиз, Зеленый Альянс Кыргызстана,
43. Рудбекова Нурайым, КЦ “Тендеш”,
44. Кашимбекова Эркеайым, ОО”Аялзат -РЖИ”,
45. Шаршембиева Нургуль, ОО “Дом Журналиста”,
46. Анара Мусаева, ОО “Community development Alliance”,
47. Бектур Медетов, ОО “Таласский областной союз молодежи”,
48. Асыл Айтбаева, МЦ Интербилим,
49. Надырова Флюра, Общественное объединение “Социально правовой центр Спектр”,
50. Жапарова Акмарал, ОО Эне назары,
51. Абдылдаева Октомкан, ОО Эне назары,
52. Мураталиев Болот, Ресурсы для развития молодежи,
53. Султангазиев Айбар, Ассоциация программ здравоохранения “Партнерская сеть”,
54. Дарика Асанбаева, ОО Аялзат-РЖИ,
55. Капарова Бэла, Общественный Фонд “Балдарга тирек”,
56. Хурова Галия, ОО “Атуул”,
57. Мукамбетов Максат, ОО “Адамзат ден соолугу”,
58. Байбетова Гулжан, ОФ Женская Демократическая сеть,
59. Масадикова Мавлюда Хакимжановна, Искра капиратив,
60. Перизат Сайтбурхан, Журналист,
61. Кулуйпа Акматова, Фонд развития села,
62. Жумалиева Суюн, ОО Нуржолбер,
63. Бегаим Усенова, ОФ “Институт Медиа Полиси”,
64. Стыценко Анастасия, У-е МВО “Лидерство”,
65. Алмаз Исманов, Prevention Media,
66. Макарова А.А., ОФ “Акцент”,
67. Абдыраев Рудбек, ОО “«ЭКО Жоомарт САР»,
68. Джурабаева Гульнар, ОО ” Эркин гезит”,
69. Эргешбаева Таттуубубу Нурбековна, Сообщество юристов «Тандем»,
70. Шукуров У.Ф, ОФ ,,Поверь в себя,, Зашита прав пациентов,
71. Кайбалиева Мээрим, Ассоциация сельскохозяйственных консультационных служб,
72. Асан уулу Кубатбек, ОО Мирада,
73. Кульмухамбетова Чолпон, ОО”Кунг-Фу цыгун”,
74. Бупебаева Бибигуль Капановна, ОО «Сельская жизнь»,
75. Турдалиева Раипа, ОО «РКК-Назы»,
76. Лаишева Аделя, Медиаэксперт,
77. Окошева Анаркуль, ОО “Тынчтык”,
78. Темирова Нурия, ОФ “Фонд глобальных перемен”,
79. Актанова Шарапат Жусуповна, Нарынское ОО родителей по защите прав детей,
80. Эмил кызы Майрамкул, КЦ Мээрман,
81. Султанова Инобатхон Махмуджановна, Общественное Объединение «Новый Ритм»,
82. Авазкан Ормонова, ОФ “ДИА”,
83. Токторбаева Барчынбюбю Каргыбаевна, ОБФ “Жологон”,
84. Айтбаева Гульнара, ОО Бишкекский Женский центр,
85. Иманкожоева Шайы, ОО Муниципальный Совет,
86. Мусаева Айжан, Учреждение “Центр регионалистики и развития”,
87. Осмоналиев Тагир, Эксперт по выборам,
88. Жаркулова Жумакан, Асыл Ай майыптар коомдук бирикмеси,
89. Жумакан Жаркулова, Бирдиктүү багыт майыптар коомдук бирикмелер ассоциациясы,
90. Ли Антонина, ОО “Шоола-Кол”,
91. Досалиева Б, ОО Центр поддержки женщин,
92. Айзат Русланова, IDEA Central Asia,
93. Гладис Темирчиева, Фонд расследовательской журналистики, Vesti.kg,
94. Колодяжная Анастасия, ОБФ Жаныртуу,
95. Амирова Гулбарчын, ОФ Дааназат,
96. Торалиева Жылдыз, ОО «Результат»,
97. Шумская Наталья, ОФ «ЭФЬЮ»,
98. Дербишева Гульнара, ОФ “Инсан-Лейлек”,
99. Сариева Алиман, ОРДО,
100. Борончиева Сонун Эрмековна, ОО инвалидов Келечек-Сары-Кол,
101. Ноокатбек Идрисов, член НС ОО Кризисный центр “Сезим”,
102. Алишева Атыркуль, Общ.деятель,
103. Касмамбетова Чинара, ОО “Дорожная безопасность”,
104. Добрецова Надежда, Институт политики развития,
105. Сактанова Азиза, ОО Нурзаман,
106. Байгазиева Мыскал, ОО “Элетайм”,
107. Aijamal, Ордо,
108. Тороев Женишбек Исаевич, АНПО “Эдвокаси центр по правам человека”,
109. Назгуль Турдубекова, ОФ «Лига защитников прав ребёнка»,
110. Абдулхакова Залина, АНПО “Эдвокаси центр по правам человека”.

г. Бишкек, ул. Логвиненко 55 (юр.)
Телефон: +996 312 88 22 82
Эл. почта: office@nashvek.kg
nash.vek@gmail.com