Министру юстиции
Кыргызской Республики
ОБРАЩЕНИЕ
представителей гражданского общества относительно «Положения о порядке ведения Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя, и проведения проверки их деятельности» утвержденного Министерством юстиции КР
4 июня 2024 года г. Бишкек
Уважаемый Аяз Батыркулович!
Как Вы знаете, 2 апреля 2024 года был принят Закон КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики “О некоммерческих организациях”» (далее – Закон), который предусматривает регистрацию НКО, получающих иностранное финансирование и осуществляющих «политическую деятельность», в специальном «Реестре НКО выполняющих функции иностранного представителя» (далее – Реестр).
В соответствии с Законом, Министерство юстиции Кыргызской Республики разработало и своим приказом от 16 мая 2024 года утвердило «Положение о порядке ведения Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя, и проведения проверки их деятельности» (далее – Положение).[1]
К сожалению, процесс подготовки проекта Положения не был открытым, доступным для общества и основанным на участии всех заинтересованных сторон. При разработке проекта Положения Министерство юстиции КР не опубликовало проект для общественного обсуждения и не провело общественного обсуждения по нему, тем самым нарушив требования статей 2, 6 и 22 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» (далее – Закон о НПА). В соответствии с вышеуказанными статьями Закона о НПА, Положение (содержащее нормы права – общеобязательные правила поведения) является нормативным правовым актом и проведение общественного обсуждения по проекту Положения – было обязательным требованием Закона о НПА. В свою очередь, не проведение общественного обсуждения по проекту Положения привело к существенным нарушениям норм Закона, к которым можно отнести следующие недостатки утвержденного Положения:
1) В абзаце 2 части 1 статьи 17-1 Закона КР “О некоммерческих организациях” (далее – Закон о НКО) закреплена норма о том, что в Реестр включаются «наименование некоммерческой организации, сведения об учредителях и руководителе». Абзацы 1, 4-8, 13, 14 пункта 9, пункты 10, 13-17, 22 и 23 Положения не соответствуют данной норме, поскольку предусматривают включение в Реестр излишней информации о НКО (адреса, ИНН, кода ОКПО и множества другой информации), включение которой не требуется согласно статье 17-1 Закона о НКО. К примеру, абзац 13 пункта 9, пункт 22 и абзац 2 пункта 27 Положения предусматривают включение в Реестр «сведений о работниках НКО», включение которых в Реестр не предусмотрено Законом о НКО.
Тем самым, Министерство юстиции КР вышло за рамки делегированных ему статьей 17-1 Закона о НКО полномочий, превысило предоставленные ему полномочия.
2) Часть 11 статьи 17-1 Закона о НКО уполномочивает только один уполномоченный орган по регистрации юридических лиц (которым является Министерство юстиции КР) «проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами». Однако Положение, в нарушение Закона о НКО, увеличивает количество государственных органов, которые получают право проводить проверки деятельности НКО. В частности, пункт 32 Положения предоставляет право проводить проверки деятельности НКО: (1) налоговым органам, (2) Министерству культуры, информации, спорта и молодежной политики КР, (3) органам прокуратуры и (4) другим государственным органам. Министерство юстиции КР здесь также вышло за рамки полномочий, делегированных ему статьей 17-1 Закона о НКО.
Кыргызстан является демократическим государством, где неукоснительно должен соблюдаться принцип «верховенства права».
На основании вышеизложенного,
просим Вас:
1) отменить приказ Министерства юстиции об утверждении Положения;
2) опубликовать проект Положения в Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов,
3) провести общественное обсуждение по проекту Положения, доработать его с учетом предложений и комментариев заинтересованных сторон и общественности,
4) устранить из проекта Положения нарушения, которые были допущены путем превышения полномочий, делегированных Министерству юстиции КР Законом о НКО.
Искренне надеемся на Ваше понимание.
Просим ответ отправить на эл. Адрес: nash.vek@gmail.com
С уважением:
- Чинара Айтбаева, ОФ Наш Век,
- Алмаз Тажыбай, ОФ Центр инновационного образования “Перемена”,
- Цой Тамара Алексеевна, ОБФ “УККУМ КЕЛЕТ”,
- Муратов Адилет, НКО,
- Нурида Байзакова, Независимый эксперт,
- Бирюкова Виктория, Гражданская активистка,
- Нурбюбю Керимова, ОФ Данко,
- Ли Антонина, Общественное объединение “Шоола-Кол”,
- Абдыраев Рудбек, Эко Жоомарт,
- Рада Валентина кызы, Урбанистическая инициатива Peshcom,
- Мария Колесникова, ОО «МувГрин»,
- Галина Давлетбаева, ОО «Граждане за развитие»,
- Нуржан Чунуева, эколог,
- Qarabaeva saodat Muradilovna, гражданский активист,
- Мавлюда Масадикова, Искра капиратив,
- Жумагул Курманбаева, О.О.Кочкор райондук ден соолук комитети,
- Акылбек Ташбулатов, ОФ “Центр Содействия Международной Защите”,
- Сатыбекова Г.Ш., КНУ,
- Осмонова Галбу Акушовна, Молдо Нияз айыл окмоту,
- Рыскулова Бубусара, правозащитник,
- Мавлюда Масадикова, гражданский активист,
- Флюра Надырова, Общественное объединение “СПЦ Спектр”,
- Назгуль Турдубекова, ОФ «Лига защитников прав ребёнка»,
- Эркина Убышева, Ассоциация “Смарт Жаран”,
- Айгуль Дуйшенова, Депутат Бакай-Атинского айыльного кенеша Таласской обоасти,
- Kамиль Рузиев, ОО Вентус,
- Рита Рахман, ОО “Институт общественного анализа”,
- Эшмуратова Зайнап Тажиевна, ОФ Центр развития и защиты уязвимых групп населения,
- Жумакан Жаркулова, Асыл-Ай майыптар коомдук бирикмеси,
- Халбаева Светлана, ОФ “Луч солнца”,
- Асель Койлубаева, ОФ Юристы за права человека,
- Аида Суйундуева, ОФ “Общее дело”,
- Усенова Бегаим, ОФ “Институт Медиа Полиси”,
[1] http://minjust.gov.kg/ru/news/view/id/3519/