Обращение НКО_ответ на пост президента Кыргызской Республики

Уважаемый Садыр Нургожоевич,

Представители НКО Кыргызстана очень огорчены и считают Ваше решение по законопроекту «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» (об «иностранных представителях»)  не продуманным. Ваше решение и политика государства в отношении подписания законопроекта об «иностранных представителях» приведет к разрушительным социально-экономическим и политическим последствиям в стране.

Мы обращались к Вам, как Гаранту Конституции. Если государство заинтересовано в развитии социально-экономической и политической сфер, улучшении жизни и росте благосостояния населения, то оно должно содействовать развитию гражданского общества и построению правового государства. Основными признаками правового государства являются приоритет права, верховенство закона, приоритет прав и свобод человека и гражданина, развитое гражданское общество и др.

НКО Кыргызстана подверглись резкой критике в Вашем Обращении, унижению стать «иностранными представителями», работающих в интересах другого государства, обвинению в использовании грантовых средств в личных целях, в отсутствии регистрации в Министерстве Юстиции, в неуплате  налогов и социальных отчислений, не представлении отчетов в соответствующие органы и др.

До подписания Вами закона, НКО Кыргызстана просили Вас о встрече для разъяснения вопросов, касающихся НКО. Но, к нашему большому сожалению, Вы не смогли встретиться с НКО в течение более 2-х недель. НКО обращались с просьбой о встрече еще 14 марта 2024 года. 2 апреля 2024 года день подписания Вами Закона. После Обращений к Вам и предлагаемой встречи с НКО Ваше мнение могло кардинально измениться. Мы, представители НКО, такие же граждане Кыргызстана, как и все, а не «иностранные агенты» или «иностранные представители».

В связи с этим НКО Кыргызстана считает необходимым ответить на Ваше решение о подписании законопроекта об «иностранных представителях»:

  1. Относительно отсутствия регистрации НКО в Министерстве Юстиции

Вы заявили, что «Неправительственные организации, работающие в нашей стране в течение 30 лет, нигде не регистрировались».

Но юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации (статьи 84 и 86 Гражданского кодекса). Без регистрации юридического лица деятельность организации не может осуществляться.

По состоянию на июль 2023 года в единой базе юридических лиц Министерства Юстиции  значатся более 30 тысяч некоммерческих организаций в организационно-правовых формах – общественное объединение, фонд и учреждение, а именно: общественные объединения – 10 313, фонды – 7 504 и учреждения – 11 313.

7 апреля 2024 года в ИА «Кабар» Вы сообщили, что «Проект закона о внесении изменений в Закон «О некоммерческих организациях» обсуждался несколько месяцев. Тогда говорилось, что одной из главных целей его принятия была перерегистрация неправительственных организаций, финансируемых из-за границы, и придание им статуса «иностранного представителя».
Но возникает резонный вопрос, почему государство, ежегодно получающий около полмиллиарда долларов внешней помощи от Международных Финансовых Институтов и двусторонних доноров, – не «иностранный представитель»?  Получателями иностранного финансирования являются не только НКО, но и государственные органы и Жогорку Кенеш КР, который напрямую занимается политической  деятельностью.
Тут налицо дискриминация по признакам финансирования и навешивание ярлыку НКО сектору, как «иностранному представителю».

  1. Относительно того, что НКО не сдаются отчеты в соответствующие органы и используются средства в личных целях, что НКО обманывают грантодателей-доноров»

Вы заявили, что НКО «..никому не отчитывались. Они лишь открывали банковские счета, брали деньги у иностранных доноров и использовали их на свое усмотрение, в том числе в личных целях. Отныне они, как все, будут регистрироваться в Министерстве юстиции. Будут открывать банковские счета. Теперь они начнут работать открыто».

Сообщаем, что в предыдущем Обращении НКО Кыргызстана к Вам была подробно представлена информация о количестве и типе отчетов, сдаваемых НКО в соответствующие органы согласно законам КР: Налоговые отчеты,  Отчеты по социальным отчислениям, Статистические отчеты,  Бухгалтерские отчеты, о законах  Кыргызской Республики, на основании которых сдаются отчеты НКО. В 2021 году в закон КР были приняты поправки, согласно которым НКО сдают финансовый отчет по отдельной новой форме.

НКО Кыргызстана являются добросовестными налогоплательщиками в течение 30 лет. Те НКО, у кого есть ресурсы, гранты и др. доходоприносящая деятельность добросовестно платят налоги и предоставляют все виды отчетности, согласно законодательству КР.

В настоящее время НКО сдают регулярные отчеты в Государственную налоговую службу, Социальный фонд и органы статистики на основании следующих законов:

Налоговый кодекс КР обязывает НКО сдавать налоговые отчеты и единую налоговую декларацию, Кодекс КР о неналоговых доходах обязывает НКО сдавать отчет о неналоговых платежах, Закон КР «О государственном социальном страховании» обязывает НКО сдавать отчеты по социальным отчислениям, Закон КР «Об официальной статистике» предписывает НКО сдавать статистические отчеты, Закон КР «О бухгалтерском учете» обязывает НКО сдавать финансовую отчетность, Закон КР «О некоммерческих организациях» обязывает НКО публиковать на сайте ГНС сводную информацию об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также сведения о приобретенном, используемом и отчуждаемом имуществе.

Кроме того, НКО сдают отчеты грантодателям об использовании грантовых средств.

Об открытости и подотчетности НКО свидетельствует их вклад в экономику страны. Доля вклада НКО в ВВП составляет 0,3%.

Вы не представили конкретную информацию об использовании грантовых средств в личных целях, и в открытых источниках не было такой информации. Вам не следовало бы обвинять целый сектор НКО без предоставления доказательств. По презу́мпции невино́вности, «лицо считается невиновным, пока его вина в совершенном преступлении не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Важнейшая составная часть презумпции невиновности — положение о том, что бремя доказывания обвинения лежит на обвинителе».

Доводим до сведения, что НКО также сдают Отчеты донорам по использованию грантовых средств, подвергаются аудиторской проверке, а донорами проводится тщательный мониторинг использования грантовых средств. Ни одна международная организация не станет оказывать грантовую поддержку НКО, если у НКО нет банковских счетов или заморожены активы.

  1. Относительно доноров, которые просили Президента КР принять законопроект об «иностранных представителях”.

Вы заявили, что «Они (НКО) распространяют ложную информацию, говоря: «Нас будут преследовать, нас будут задерживать как агентов иностранного государства. И доноры поверили. Именно поэтому они просят меня не подписывать этот закон».

Вы не отметили, какие доноры заявляли о том, чтоб Вы не подписывали этот законопроект. Нигде не публиковалась такая информация.

Множество международных организаций  выступило с предложением отменить этот законопроект и защитить гражданское общество от дискриминации, среди них – следующие:

 1)   руководитель отделения RSF в Восточной Европе и Центральной Азии Жанна Кавелье:   «После арестов журналистов и попыток введения цензуры закон, очерняющий предполагаемых «иностранных агентов», знаменует собой новый этап растущего авторитаризма президента Жапарова в Кыргызстане. Предусмотренные драконовские меры могут привести к подавлению независимых СМИ, которые и так находятся под сильным давлением милиции. Этот закон — лишь предлог для еще большего давления на гражданское общество и подавления плюрализма в СМИ. Мы призываем к его немедленной отмене»;

2)  Миллер в социальной сети Х: «Мы глубоко обеспокоены принятием Кыргызской Республикой так называемого закона об иностранных представителях, который ставит под угрозу важную работу НПО, помогающих народу Кыргызской Республики. Мы призываем кыргызское правительство защитить гражданское общество – краеугольный камень демократии»;

3) Представительство ЕС в КР: «Недавнее принятие в Кыргызской Республике закона о «некоммерческих организациях», более известного как закон об «иностранных представителях», является тревожным событием. Законодательство, ограничивающее свободу деятельности организаций гражданского общества, может оказать негативное влияние на кыргызское общество и на его сотрудничество с международными партнерами, такими как Европейский Союз;

4) Гульноза Саид, представитель программы CPJ по Европе и Центральной Азии: «Решение президента Садыра Жапарова последовать примеру России в отношении закона об «иностранных агентах» грозит стереть 30-летний статус Кыргызстана как относительного пристанища свободы слова и демократии в постсоветской Центральной Азии. Хотя нынешняя форма закона не направлена ​​непосредственно против средств массовой информации, он может нанести ущерб работе групп по свободе прессы и некоммерческих организаций, управляющих несколькими известными независимыми СМИ Кыргызстана, и должен быть отменен» .

5) пресс-секретарь Верховного комиссара ООН по правам человека Джереми Лоуренс: “Подписанный президентом Кыргызстана закон об «иностранных представителях» создаст серьезную угрозу для работы многочисленных организаций гражданского общества в стране и, в более широком смысле, нарушит фундаментальные права на свободу выражения мнений, ассоциаций, мирных собраний и права принимать участие в общественных делах”.

6) представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Тереза Рибейро: “Я разделяю обеспокоенность БДИПЧ по поводу недавно принятого в Кыргызстане закона об «иностранных представителях», поскольку он может представлять угрозу свободе СМИ и плюрализму в стране”.

7) др.

  1. Относительно разделения деятельности НКО на политическую и неполитическую  деятельность.

В законопроекте деятельность НКО разделена на политическую и неполитическую деятельность. Но политические права есть у каждого гражданина страны, как социальные и экономические. Согласно Международному пакту по гражданским и политическим правам (МПГПП), Резолюциям ООН, каждый гражданин имеет право заниматься политической деятельностью. Одной из основных политических задач государства является обеспечение прав человека, закрепленных в Конституции Кыргызской Республики.

Запрещение заниматься политической деятельностью противоречит Конституции Кыргызской Республики и международным документам по правам человека.

В статье 37 раздела Политические права Конституции Кыргызской Республики закреплены следующие нормы:

«2. Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей»; 

«4. Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения».

НКО Кыргызстана работают в разных сферах, осуществляя политическую роль в обществе, содействуя улучшению государственного управления и обеспечению прав разных категорий граждан. Политическая деятельность осуществляется НКО в защиту прав человека и общественных интересов через различные мирные инструменты деятельности, как обучение, работа кризисных центров и центров помощи, внесение предложений, публичные Обращения в государственные органы, участие в общественных и парламентских слушаниях, мониторинг обеспечения прав разных категорий граждан, исследовательская и аналитическая работа, проведение публичных дебатов, дискуссий, опросов,  выступлений,  многое другое.

Нормы законопроекта, ограничивающие «политическую деятельность» НКО, противоречат МПГПП, Резолюциям ООН о праве граждан на участие в управлении государственными делами и вышеприведенным положениям Конституции Кыргызской Республики.

  1. Относительно отсутствия секретов в государстве

Вопрос об отсутствии секретов в государстве – спорный, так как Президентом КР не было указано о каких государственных секретах идет речь.

В заключение Обращения НКО Кыргызстана  просят отменить подписанный Закон «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях».

Развитое, сильное и активное гражданское общество является одним из основных индикаторов уровня социально-экономического, политического и других аспектов развития страны. НКО Кыргызстана являются надежным партнером и союзником  государства и имеют уникальный опыт и капитал знаний в решении различных насущных вопросов и проблем для улучшения жизни своих бенефициаров.

Мы писали Вам Обращения, думали Вас вводят в заблуждение. Оказывается мы ошибались, Вы все знали и поддерживали инициаторов.

Просим Вас отменить подписанный закон «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» (об «иностранных представителях»). Быть Гарантом Конституции,  прав и свобод человека и гражданина.

С уважением,

  1. Айтбаева Чинара, ОФ «Наш Век»,
  2. Давлетбаева Галина, ОО “Граждане за развитие”,
  3. Тороев Женишбек Исаевич, АНПО “Эдвокаси центр по правам человека”,
  4. Джурабаева Гульнара, Эркин гезит,
  5. Камбаров Ильгиз, Green Alliance KG,
  6. Ильясова Сыяпат, Чүй аялдар борбору,
  7. Камиль Рузиев, ОО Вентус,

др.

г. Бишкек, ул. Логвиненко 55 (юр.)
Телефон: +996 312 88 22 82
Эл. почта: office@nashvek.kg
nash.vek@gmail.com